Больше работ — на Behance
Итак, вы хотите
учиться рисовать...
Вам нужно понять, что именно вы хотите, ибо от этого будет зависеть ваш дальнейший путь
РИСОВАНИЕ
под одним понятием
скрывается два очень разных вида деятельности
Это непросто, требует работы, дисциплины и хорошей обучающей программы. Похоже на освоение иностранного языка — чтобы свободно заговорить и коммуницировать с людьми вокруг, нужно хорошенько поработать
Коммуникация, ремесло
Вам нужно максимально быстро и эффективно доносить идею, эмоцию до зрителей
Можно не уделять большое внимание системному обучению, если не хочется — просто пробовать разные интересные техники, материалы, инструменты, рисовать по вдохновению.
Главное, чтобы вам было интересно и комфортно.
Хобби, релаксация
Вам хочется и нравится просто рисовать для себя, вам не важно мнение и реакция других людей
Требуется комплексная подготовка. Необходимо контролировать свой процесс, уметь выполнять задачу, даже когда нет вдохновения, понимать и учитывать пожелания клиента или команды, знать целевую аудиторию: что она поймет, а что — нет, знать и использовать более эффективные и современные инструменты и методы.
Что делать?
Если времени нет и вы настроены серьезно, то на курс построение формы предметов
Окей, я понял и хочу стать коммерческим иллюстратором,
хочу чтобы люди
меня понимали!
Читать эту статью дальше!
Понять, как устроен процесс рисования и его вариации (в статье ниже)
Определиться с инструментами и программами для рисования
Выбрать программу для рисования и освоить её по руководству в соответствующем разделе
Если есть время и вы делаете первые шаги в рисовании, то пройти курс о рисовании контурами и пятнами (пока в разработке).
Вопросы, сомнения
которые возникают у начинающих ребят
Я слышал мнение, что обучение убивает индивидуальность — обучаясь, художник загоняется под одну гребенку со всеми
Нет, это не так. Это большой жизненный парадокс. В детстве мы учим один и тот же алфавит, одни и те же правила языка. Но в итоге каждый человек говорит очень индивидуально. Кажется, что для выработки индивидуальности нужно максимально изолироваться от внешнего мира и остаться наедине с собой. Но на практике наоборот — наиболее начитанные, разносторонние, потребляющие максимальное количество разной информации люди и их идеи — самые интересные. Напротив, люди с минимумом знаний и узким кругозором скучны и часто не могут внятно и интересно выразить свои мысли.
А как развивать / находить свой уникальный стиль?
Стоит ли над ним работать с самого начала?
Здесь опять же стоит посмотреть на обычную жизнь. К 18−25 годам каждый человек приобретает свой уникальный стиль речи, свое уникальное сознание и мысли. Никто целенаправленно этим не занимался. И опять же — чем более разносторонен человек, тем он более уникален. Получается, это работает в обратную сторону — чем больше изучаешь всего, тем быстрее формируется стиль и тем более он интересен. Далее, при желании, его можно развивать и направлять. Но работать над стилем с самого начала пути в рисовании — это плохая идея.
Я хочу рисовать...
  • портреты / оружие / персонажей / анатомию...
  • реализм / стилизацию / аниме...
  • как вот этот художник...
Ваши предпочтения сейчас не имеют большого значения.

Так же, как и при изучении языка, мы изучаем общие для всех грамматику, вокабуляр. После изучения этой базы уже можно направлять её в более специализированную сторону.

Поэтому в рамках процесса обучения стоит на время отложить в сторону то, что вы хотите рисовать и изучать эту самую общую базу. Далее, после изучения, вы сможете делать это на совершенно другом уровне. При этом помните, что помимо обучения, в свободное время никто не мешает вам по-прежнему рисовать то, что хочется.
Процесс рисования
Сложность изучения светотени — не понимаешь, что происходит с формой внутри контура.
Некоторые уживаются с этими проблемами, других они сильно раздражают
Сильная привязка к референсам — сложно рисовать из головы. Каждый раз перед рисованием приходится собирать фотографии или натуру, перерисовывать их части. Очень сложно отойти от натуры даже на йоту.
В основном рисовать приходится в ракурсах сбоку или спереди. При изображении других ракурсов возникает проблема — нужно искать фотографию объекта с этого ракурса.
Постоянное чувство недостатка контроля: многое делаешь наугад, переделываешь, снова делаешь...
Но у такого способа есть технические проблемы:
Таким процессом можно рисовать долгое время, достичь больших результатов и обрести популярность.
Обычно все люди начинают рисовать одним и тем же способом: рисуют контуры объектов, потом закрашивают их. Это естественно для людей, мы так воспринимаем окружающий мир — плоскими контурами, пятнами, силуэтами.
Что делать?
Изучать построение формы — учить мозг воспринимать объекты не контурами, а формами, объемами.
Такой процесс дает нам огромную свободу. Мы можем запомнить, из каких форм состоит тот или иной объект и нарисовать его с любого ракурса или в любое время из головы, без референса.
Сложность здесь в том, чтобы научить свой мозг думать подобным образом, требуется достаточно много времени, дисциплины и хорошо организованная программа подготовки
Далее, освоив этот процесс, художники начинают урезать его
например, через какое-то время появляется способность строить форму в голове, а на бумаге рисовать финальный контур
С последним часто возникают сложности, ибо часто перспектива и построение формы преподается либо слишком поверхностно, либо напротив — слишком развернуто и нудно
Теперь, понимая форму объекта, мы можем определить поворот участка формы по отношению к источнику света, тем самым понимая, насколько этот участок освещен
Открывается также возможность изучать светотень
Рабочий процесс в данном случае начинает выглядеть так сначала строим форму, потом, опираясь на неё просчитываем освещение (рендерим)
Либо же рисовать сразу пятнами цвета
Они не видят, сколько лет эти крутые художники потратили на обучение и практику, что все основные процессы происходят у них в голове
Увидев крутых художников, рисующих подобным образом, у них складывается ложное впечатление, что строить форму не нужно, что можно магическим образом сразу рисовать круто
Эти процессы выглядят эффектно, но многих начинающих художников это вводит в заблуждение
Сейчас мы можем активно использовать 3Д модели, строить форму с помощью них, помогать тебе со светотенью.
Также свою лепту вносит и технический прогресс
Да, в этом есть здравый смысл. Но чтобы сделать действительно хорошую 3Д модель нужно много времени и сил. Это целая отдельная специальность. Как 2Д иллюстраторы, мы используем относительно простые модели, которые обрисовываем сверху, доводя до финала. И в этом случае без знания основ ничего не получится. К слову многие опытные 3Д специалисты также изучают 2Д рисунок — он очень сильно помогает при быстрых первоначальных набросках и на иных стадиях процесса.
Тут многие начинающие также часто бывают озадачены. Зачем вообще изучать основы, если можно сделать 3д модель?
Инструменты и программы
Теперь поговорим о том, чем рисовать
Какие у нас тут варианты?
Компьютерное рисование
Очень неоднозначный вариант. Вообще это очень удобно. Его можно брать с собой куда угодно, рисовать по экрану очень классно. Но он это очень дорогой вариант, и рисование по экрану опять же подходит не всем. Отдельно стоит сказать, что многие успешные иллюстраторы постоянно рисуют на айпаде но при этом он не является таким стандартом индустрии, как планшет без экрана.
Ipad + apple pencil 2
Существует мнение, что начинать осваивать рисование стоит именно традиционными материалами.
Я считаю, что и здесь стоит отдать предпочтение цифровому рисунку, потому что он более гибкий.

Не нужно тратить деньги на материалы, готовить специальное рабочее место, можно быстрее и эффективнее тренироваться.

К традиционным материалам классно вернуться, когда вы уже освоили базу.
Традиционные материалы дают очень характерный результат, который сложно повторить на компьютере.

Но сейчас основная масса иллюстраций рисуется на компьютере — это быстрее, эффективнее, дешевле.

Поэтому, если есть цель активно развиваться именно в коммерческой иллюстрации, то имеет смысл изучать цифровой рисунок.
Рисование традиционными материалами
(карандаши, ручки, краски)
Самый распространенный вариант. Его плюс в том, что он достаточно мобилен, доступен в плане цены. Минус в том, что рисовать в одном месте а смотреть в монитор требует некоторой привычки. Сначала вообще непонятно, как это делать, но через 3 месяца становится гораздо легче
Обычный планшет без экрана, типа One by Wacom medium CTL-672 или Wacom Intuos Pro M
Достаточно специфическая вещь. С одной стороны, очень удобно и круто — рисуешь сразу по экрану. Но он дорогой, не мобильный. Многим (например мне) вообще не нравится идея рисования по экрану, им больше подходит первый вариант, без экрана
Планшет с экраном, типа Huion Kamvas Pro 22
Итак, что делать
Он не обязательно должен быть крутым и дорогим — он нужен, чтобы в процессе держать на нем референсы и разную вспомогательную информацию
О`кей, разобрались с инструментами!
Важный момент! имеет смысл организовать себе второй монитор.
Если уже есть хороший Ipad, то купить Аpple pencil и рисовать на нём
Если нет, то брать планшет без экрана
В чем рисовать
Теперь поговорим про программы, в которых рисовать. Какие есть варианты?
Фотошоп
Самый распространеннейший вариант.
Большинство художников уже долгое время рисуют именно в нем. Феномен в том, что такая популярность является скорей традицией и хорошим маректингом, ибо фотошоп — далеко не самая удобная программа для рисования. Также она дорогая и не имеет многих очень нужных для рисования функций. И это не удивительно, потому что в своей основе Фотошоп является программой для фоторетуши, а не для рисования. Тем не менее он является стандартом индустрии, и если вы планируете серьезно и долго заниматься коммерческой цифровой иллюстрацией, то его нужно знать.
Саи, крита, скетчбук про и прочие
Разные бесплатные или очень дешевые программы. Обычно достаточно удобные и быстро осваиваются. Но при этом часто не имеют некоторых функций. Они классные, но я считаю, что если вы в рисовании надолго, то лучше сразу осваивать более серьезный пакет.
Клип студио пэйнт
Мой личный выбор. Программа, на которую я перешел после 10 лет работы в фотошопе. Она не сильно распространена, но очень мощная и имеет некоторые абсолютно уникальные функции, позволяющие рисовать более легко и эффективно. посмотрите тут почему мне она так нравится.
Прокриэйт
Отличная и удобная программа, но существует только для айпада и прочих мобильных устройств.
Что делать?
Если вы собираетесь рисовать на айпаде, не хотите вникать и разбираться в программе, то рисуйте в прокийэт. Если не против поразбираться, то — клип студио пэйнт для айпад. На мой взгляд, это более функциональная программа
Если вы терпеть не можете учить программы и хотите один вариант навсегда, пусть и не самый удобный, — учите фотошоп
Если вы нормально относитесь к изучению новых программ, то учите клип студио пэйнт. Далее стоит освоить также и фотошоп (хорошая новость в том, что они очень похожи)
Теперь нужно освоить ту, которую выбрали
Cделать это вы можете по ссылке ниже
Разбреритесь с интерфейсом, поделайте упражнения
О`кей, определились с инстурментами и программами!
Далее начинаем, собственно, учиться))
Но если Вы уверены в себе и готовы к трудностям, то можно пойти сразу на курс "Построение формы предметов".
Если Вы начинающий художник, то лучше будет начать с курса "Рисование контурами и пятнами", а потом уже пойти на "Построение формы предметов".
Рисование контурами и пятнами
Начальный Курс
А где применять навык рисования, где можно работать в этой сфере?
Если вам хочется не только рисовать для себя, но и работать с клиентами, превратить это в работу
Приложение
Обычно все начинается с разнообразных заказов для друзей, знакомых и так далее. "Сарафанное радио" — самая лучшая реклама в этой области.

Поэтому стоит с самого начала рассказывать окружающим о своем увлечении, не стесняться показывать работы. Не навязываться, не перехваливать себя, но и не скромничать.

Далее открывается очень большой спектр деятельностей, связанных с рисованием, как правило тут стоит попробовать поделать всё, чтобы понять, что больше нравится, ибо со стороны может быть не очень понятно.

  • можно заниматься оформлением стен, интерьеров, поверхностей, книжной иллюстрацией, рекламной иллюстрацией, стоковой иллюстрацией

  • рисовать для игр — на удаленке или в студии

  • заниматься концепт артом для игр или фильмов
Более подробно со всем этим ознакомиться можно на сайте behance.net .Это сайт, где специалисты из разных сфер, связанных с визуальной разработкой выкладывают свои проекты. Рекомендую вам регулярно посещать его и смотреть, кто и что делает. Также существует сайт artstation.com, он посвящен больше игровой иллюстрации, концепт арту.

Хорошая новость — для работы художником не нужен диплом или иные документы. Работодателю или клиенту достаточно видеть выполненные вами работы.
Плохая — до хорошего коммерческого уровня художнику приходится учиться достаточно долго, около 3-5 лет, при наличии хорошей обучающей программы.

Зарплаты состоявшегося специалиста такие же, как и в любой другой нормальной специальности. Есть карьерный рост, есть возможность варьировать нагрузку. Но не стоит смотреть на рисование, как на легкий способ заработка. Это полноценная специальность, которой нужно долго и ответственно учиться.