Меня зовут
или картинки на последних страницах тетрадей
Я из Томска
Это небольшой старинный городок в глубине Сибири.
Его окружает тайга, а в нем много красивых деревянных домов.
НАЧАЛО
Еще в школе, в старших классах, я увлекся хип-хопом, который был в то время очень популярен. А точнее, отдельной его частью — граффити
Сидя на последней парте, я рисовал скетчи на последних страницах тетрадей во время уроков. Некоторые учителя, зная это, при проверке заглядывали туда полюбоваться
Информации в то время было не очень много. Иногда граффити проскакивали в фильмах. Что-то можно было найти в медленном модемном интернете. С удивлением обнаружил в местном книжном магазине книгу Медведевой искусство граффити, засмотрел её до дыр. Выписал по почте журнал "Code red" из Москвы. А потом вышла игра "Getting up" и окончательно расставила всё по местам. Многие другие впечатлившиеся писали на заборах никнейм главного героя — Trane. Этого я не делал, но знатно уделал район стикерами и тэгами.
Райскими местами для меня были сайты и форумы в интернете. Так, сидя даже в далекой провинции, ты мог общаться и взаимодействовать с другими граффитчиками, со всей России и ближнего зарубежья. Для меня главным таким местом был портал Cans.ru. Там постоянно проводились скетч баттлы и другие подобные активности, где ты мог посоревноваться с другими или напротив, сделать совместный скетч. Это очень меня заряжало. И тогда, и по сей день, мне не нравится рисовать для себя, в стол. Круто когда есть аудитория, тема, задача.
1/3
2/3
3/3
Настенная живопись
Как ни странно, достаточно быстро появились оплачиваемые заказы. Какой-нибудь мужик, видя нас, предлагал разрисовать ему гараж. Либо друзья, открывающие скейтерский магазин, просили разрисовать стены. В итоге, у нас даже появился своего рода продюсер — парень со 2 курса университета, который договаривался с людьми, потому что выглядел все же солиднее двух школьников. Деньги были не абы какие, но в 11 классе 6 тысяч рублей и 50 баллонов казалось сказкой.
Шанс познакомиться выпал лишь на хип хоп фестивале Кислород, который ежегодно проходил в нашем городе. Там я уже смог понаблюдать за их рисованием вживую. Оказалось, что ребята сильно старше меня — на 5 и на 10 лет. Особого общения не получилось. Школьник с лохматыми волосами и скейтом в моем лице скорее раздражал.
Одним из любимых моих занятий было ходить в местные граффити галереи. Как правило, это были длинные стены где-то в глубине районов, изрисованные граффити. Райтеров тогда было не очень много, и самыми крутыми были Dan и Scout, составляющие команду ОРСТ (оригинальный стандарт). Именно в их работы я особенно и подолгу залипал. Было забавно — ведь я никогда не видел авторов.
Не беда — я продолжил рисовать один, очень активно, выкладывая на городской хип хоп форум ДРД.

Как-то незаметно и неожиданно, по прошествии некоторого времени я вошел в состав этой команды, и следующие несколько лет мы раскрашивали стены города уже втроем!
Постепенно разгорался интерес и к рисованию на стенах
Самые первые работы я рисовал с друзьями — Ромой и Максом. Было страшно и непонятно. Как-то копили деньги, покупали баллончики, шли в какую-нибудь богом забытую заброшку (или за школьный бассейн), и там, оборачиваясь на каждый шорох, пытались что-то выводить на стенах.
И во время моей бытности в команде, и после, я делал также и свои собственные работы
Основная наша активность длилась 2−3 года, но сейчас это вспоминается, как целая жизнь. Было много заказов и собственных работ. Были поездки в соседние города и знакомства с ребятами оттуда. Была машина Дэна которую он называл годзиллой из-за оторванного бампера, была сумка с кучей накиданных туда баллонов, из которых случайным образом составлялась палитра для нового граффити. Было не страшно — ведь рядом всегда были товарищи, которые помогут и поддержат. И мне в мои 17−18 было особенно важно присутсnвие моих старших друзей.
Несколько раз открывали граффити школу, пытаясь научить совсем молодых ребят рисовать. Была легендарная студия, которую снял Скаут на втором этаже гаража, и которая стала главной хип хоп точкой города на несколько лет, вместе с находившейся рядом студией астронавт запись.
Закончилось все как-то одномоментно, когда у нас неожиданно появился арендодатель и наказал сьехать немедленно.
После этого мы с товарищами поддерживали отношения, но уже не так активно, как раньше.
С одной стороны, основное время стало уходить на дизайн и обучение ему. С другой — пропал интерес разрисовывать одни и те же стены снова и снова. Я понял, что граффити — достаточно ограниченный вид искусства. Изначально думалось, что это та самая абсолютная свобода, что отрицая все традиционное, отказываясь нормально учиться рисовать, мы делаем что-то уникальное и можем делать это вечно.
Но оказалось, что мы топчемся на месте, являемся заложниками своего стиля. Кому-то этого более чем достаточно, но я хотел новых знаний, больше контроля на своим навыком. Поэтому мне пришлось выходить за пределы этого движения в неизвестность.
Тем не менее, до сих пор я иногда беру в руки баллончик. Как правило, это либо оформления для близких друзей, либо работы за рубежом
В дальнейшем я стал рисовать реже и реже
Тогда же появился мой рогатый маскот
В нём не было никакой идеи, смысла, хотя впоследствии некоторые часто пытались выяснить у меня скрытое значение этого персонажа.
Разве что, намного позже это показалось мне интересным само по себе — ведь в России, в православной традиции, черт — скорее озорная сущность, не несущая в себе такого вселенского зла, как дьявол в католицизме.
В принципе весь феномен граффити является таким же относительно безобидным озорством на улицах города.
Так впоследствии нашелся смысл.
Кроме крутой молодости, где всего было в меру — и тусовок и продуктивной работы, граффити дало мне смелость
У многих начинающих художников проблема: "Достаточно ли мои работы хороши, чтобы показать их кому-то? Что про них скажут? А может они кому-то не понравятся?"

В граффити с этим проще — ты просто идешь и рисуешь в самом центральном месте города, заставляешь всех смотреть на свое высказывание.
Бесспорно, что так появляется огромное количество грязи и ерунды на стенах. Я и сам с возрастом стал больше любить чистые стены и коситься на очередные тэги рядом с подьездами. Но именно с позиции подготовки художника мне очень много это дало. В итоге именно постоянное выкладывание своих компьютерных работ, даже учебных, даже недоделанных, принесло и приносит мне работу и зрителей.
или "Йоу, а нарисуешь нам плакат?"
ПЕРВЫЕ ДИЗАЙНЫ
Параллельно начала развиваться и моя цифровая карьера
глядя на мои граффити и скетчи, представители других направлений хип хопа начали просить помочь им с дизайном.
Так я начал изучать рисование на компьютере по каким то DVD дискам, делать разные афиши, плакаты, обложки для альбомов и прочее.
Мне это не очень подходило по настроению, поэтому через некоторое время я с этим закончил.
Для рэпперов приходилось делать более мрачные и серьезные работы.
Тем не менее, у меня были и есть любимые рэп- заказчики. Это наша томская группа Кантора, и особенно, её главный музыкант — Килабайт.
Особенно подружился я с ребятами из танцевальной тусовки Скиллз. В то время они как раз открывали свою школу. Школа работает до сих пор, уже больше 10 лет. Мы стали лучшими друзьями, они научили кучу народа танцевать (даже немного меня), я помогал им с дизайном и открыл для себя целый новый мир более веселого танцевального хип хопа и фанка.
Атмосфера уличных танцев меня привлекала гораздо больше, хоть изначально я про неё почти ничего не знал.
Законы, иллюстрации
Но уже на следующий день, я обнаружил, что обратные стороны кучи распечаток с законами прекрасно подходят для рисования эскизов. А ручка немного лучше карандаша — очень четкие линии, которые не сотрешь. Приходится думать над тем, что рисуешь.
И вот так, жонглируя юриспруденцией и разнообразным рисованием, я провел пять лет, каким то чудом доучившись до конца.
Тем временем, я заканчивал школу и нужно было поступать
В то время я не особенно понимал и задумывался как работает вся эта взрослая жизнь, поступление и прочее.
Родители, будучи великолепными юристами, были за юрфак. Я сел, подготовился, сдал ЕГЭ и поступил на бесплатное.
Я думал, то это начало абсолютно новой жизни. Конец шуткам. Теперь все будет по другому. В первый мой университетский день так и было. Я одел рубашку, сходил на все пары, внимательно слушал, пошел делать домашнее задание в библиотеку.
Таким образом, на годы я стал хейтером традиционной, академической школы
Одновременно с поступлением на юрфак я решил наконец-то заняться и своим рисовальным образованием. Пошел в художку и на подготовительные курсы в местный архитектурный вуз. Поступать туда я не собирался, но слышал, что там неплохо учат рисунку.
Завершающим моментом была моя попытка перевестить на художественный факультет (не знаю, каким чудом я убедил папу, что все будет окей). Встретил меня там толстый неприятный тип, что-то пробубнил, глядя на мои работы, и ушел обратно. Честно говоря, я до сих пор благодарен высшим силам, что у меня это тогда не получилось.
Хватило меня где-то на полгода. В первые дни все казалось очень крутым, казалось, что вот-вот польются новые знания потоком. Но чем дальше, тем больше я понимал, что именно эффективно учиться здесь никто не собирается. Все сводилось к бесконечному глазению на натуру, попыткам что-то почувствовать. Когда были проблемы — преподаватели просто садились на твое место и дорисовывали работу. Ничего не говорилось про современные технологии, рисование на компьютере. Никто не отвечал на мои попытки поговорить о граффити — ведь это тоже вид рисования, и мне было важно мнение учителей. И все было присыпано каким-то незаметным пафосом и значительностью.
Но главную ставку я делал на иллюстрации и графические элементы и именно за ними к нам через некоторое время начали приходить клиенты
В какой то момент, моя одноклассница Лида сказала, что веб дизайн —это классная штука. Она же дала номер Саши, у которого своя дизайн студия и как раз нужны сотрудники.
Дизайн студия оказалось небольшой группой энтузиастов, но в дальнейшем выросла в большую компанию.
В ней я начал делать дизайн сайтов и некоторое время активно им занимался. Здесь я наконец начал делать реальные заказы — для самых разных клиентов, на самые разные темы. Сталкиваться с различными проблемами и ситуациями. По нынешним меркам (да и по тогдашним тоже) верстка смотрится в большинстве своём ужасно.
Примерно в это время я начал действительно остро ощущать недостаток навыка, при этом я никак не мог понять — где учиться и по какому плану
из столицы в провинцию
Из провинции в столицу —
Параллельно я пытаюсь залезть во все дырки — продолжаю рисовать иллюстрации на фрилансе, делаю граффити заказы, рисую дизайны для местного хип хопа.
На работе нужно рисовать игры — слоты.
Это не Call of duty, но тоже очень интересно.
Пытаюсь много с кем знакомиться, общаться, ходить в разные крутые компании в гости (там и тут были работающие там друзья).
И вот здесь ощущение недостатка навыка достигло своего пика. Мне постоянно говорили: "У тебя прикольные работы, но уровень все же низковат." Появилось чувство, что я в какой-то демоверсии — вокруг всё что хочешь, но я не могу нормально с этим работать.
В дальнейшем я слышал мысль, что удача = шанс + готовность к нему, так вот — вокруг меня была куча шансов, но я был совершенно не готов к ним
У очень большого количества молодых ребят из провинции (по крайней мере в то время) была мечта переехать в столицу, в самый центр. И вот я здесь. Работаю художником, платят очень неплохо. Снимаю однокомнатную квартиру в центре, на проспекте Мира.
Так начался очень странный и переломный момент в моей жизни
В какой-то момент один мой старший товарищ и учитель Прохор Маклаков предложил мне переехать в Москву на его место, делать игры. Как раз заканчивался универ и я согласился.
В какой-то момент мне попалась на глаза онлайн школа CGMA. До этого я даже не задумывался о возможности обучения онлайн. А тут все совпало — моя зарплата позволяла купить курс (хоть и стоил он недешево), а уровень английского был достаточен для понимания.
Я купил курс по дизайну персонажей от Nate Wragg и офигел — наконец-то я нашел те знания, которые я так давно искал
Но у этого была и обратная сторона.
Я понял насколько далеко мне нужно идти и какое огромное количество времени потратить.
Передо мной вырисовывались два исхода
Как я себе объяснил — чтобы выше прыгнуть, нужно ниже присесть
Я выбрал второй вариант.
Либо же я еду назад в свой родной город. Живу с родителями, сижу дома и полностью погружаюсь в учебу.
Либо я остаюсь в столице, в самом центре событий, но мне придется как-то совмещать учебу с работой, зарабатывать деньги на съем жилья и еду. И еще как то находить друзей, общаться с ними, чтобы не сойти с ума.
10 000 часов практики
5 000 кружек кофе и один протертый стул
Ты, уже окончивший универ взрослый лоб, вернувшись из столицы обратно в провинцию, вместо работы по специальности сидишь и учишь какое то рисование. Денег нет, перспективы не очень понятные, план вроде есть, но туманный.
До сих пор я не понимаю, как у родителей хватило терпения и доверия. Они не особо задавали вопросы, разрешили мне продолжить жить с ними. Я почти постоянно сидел дома, постоянно практикуясь, изучая всевозможные учебные материалы.

Еще раз спасибо родителям что позволяли жить и кушать еду из холодильника. А также спасибо нашей танцевальной хип хоп семье скиллз. У нас бы классный большой зал, куда можно было всегда придти и встретить друзей, поболтать.
Это был морально непростой период
Как и все начинающие, сначала я думал, что уже многое умею, что мне будет нужно всего лишь пара курсов
Платные онлайн курсы, видео с ютуба, материалы с торрента, видео, книги — я изучал все, до чего мог дотянуться, доставая их всеми правдами и неправдами.
Так, год я потратил только на рисование скетчей и построение формы. Следующий год — на светотень и черно белый рендер. Год — на цвет. Далее — начал учить 3D программы и технологии.
Начал я, конечно же, с дизайна персонажей, анатомии (сразу со второй части), с рендера материалов. Остальное мне казалось слишком простым и недостойным меня.
Примерно полгода мне понадобилось, чтобы акститься и понять, что во первых — это надолго. А во-вторых, начинать нужно с самых азов, забыв все, что я знал и умел до этого.
Крепкий навык достигается повторением и кучей кучей практики
Здесь я прикрепил несколько практических работ для красоты, но на самом деле их гораздо больше.
Вообще, я до сих пор считаю разнообразие достаточно важным моментом, особенно, если есть какое то серьезное дело или навык, которому нужно обучиться. Часто, усердствуя, как будто начинаешь буксовать на месте, злиться, что так медленно двигаешься. Именно в такие моменты здорово переключиться на какие-то параллельные хобби и порадоваться каким-то тамошним мелким победам, отвлечься. Через некоторое время, вернувшись к основному делу, более ясно понимаешь, куда двигаться, появляется новые силы и терпение.
Параллельно я все же делал некоторые проекты
Параллельно я активно подтягивал английский. Когда понял, что достаточный уровень достигнут — принялся за китайский. Также увлекался уличными танцами (благо школа танцев скиллз жила и процветала).
Спасибо за них Сергею Парфенову, Прохору Маклакову и Роме Малахову. Благодаря им у меня были какие-то деньги на бытовые расходы.
Счастливый конец, большое начало
Постепенно я начал ощущать большую и большую уверенность в себе, своих силах и навыках
Мое граффити прошлое сказывалось и я не мог сидеть спокойно.
Все учебные работы и мысли я сразу вываливал в интернет.
Из этого получилось две вещи
Дальше мне стало интересно больше упорядочить материал — стал делать платные мини курсы.
Далее — решил попробовать поработать со студентами по четко подготовленному плану.
С одной стороны, я начал вести свой курс
Я никогда специально к этому не стремился.
Сначала Олег Юрков подкинул идею вести стримы (тогда это было еще более менее в новинку). Я старался готовиться к ним, рассказывать что-то, и в итоге они превратились в своего рода открытые лекции и демо.
Но оказалось, что я открыл свой личный ящик пандоры. Ибо сразу после первого потока курса у меня самого появилась куча вопросов к тем вещам, которым я сам учился. Некоторые техники показались неработающими. Некоторые — слишком сложными и неэффективными. Я начал понемногу переосмысливать и менять содержание курса. Раз за разом переписывая все лекции и материалы, я начал приходить к своему собственному взгляду на рисование и построение формы в частности. За этот период я научился и продолжаю учиться огромному количеству вещей, создал много классных рисунков.
Сначала я смотрел на курс, как на способ собрать все знания в кучу, подвести черту и пойти учиться дальше
Я, наконец, завершил свой переход из граффити и хип хоп иллюстрации в цифровую.
Примерно 5 лет я работал с компанией Redmachine games. У нас сложились на удивление теплые и дружеские отношения. Было много работы, классные проекты, свобода в рисовании и при этом — непростые задачи. Иногда я не мог поверить, что это действительно моя работа, мне платят за неё деньги и я знаю как её делать.
С другой стороны, мне начали активно предлагать работу в цифровой иллюстрации и играх
Сейчас моей основной деятельностью является курс
Если вам интересны мои наработки и результаты исследования, систематизации знаний, то приглашаю вас изучить раздел "Курсы" на главной странице!
перейти в раздел "КУРСЫ"
Надеюсь в будущем поработать над самыми разными проектами в качестве иллюстратора или концепт артиста.
С одной стороны, я хочу создать классную и полноценную систему подготовки иллюстраторов (и просто нормальный материал для тех кто просто хочет научиться рисовать).
А с другой — меня захватывает азарт от анализа материала и того, к каким еще интересным решениям и выводам я приду.
Также мне очень интересно учиться самому, особенно современным технологиям, 3D.
Посвящаю свое творчество своему деду, профессору Томского Политехнического Института,
Ивлеву Евгению Тихоновичу